Четверг, 16.05.2024, 22:07
Приветствую Вас Гость

Это интересно!

Главная » Статьи » Черноморский Флот » Боевые катера и тральщики

Участие боевых катеров в эвакуации

Наступил день 29 июня 1942 года. Последние самолеты передислоцировались на аэродромы Северного Кавказа, не осталось снарядов у зенитных батарей. Севастополь оказался не прикрытым с воздуха. Враг усилил бомбардировки. 30 июня его части прорвались к городу. Защитники Севастополя мужественно дрались до тех пор, пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. По приказу Ставки Верховного Главнокомандования они покинули развалины города и отошли к бухтам Стрелецкой, Камышовой, Казачьей и на мыс Херсонес. 30 июня командование оборонительного района и городской комитет обороны эвакуировались на Кавказ. Старшим начальником в Севастополе остался командир 109-й стрелковой дивизии генерал-майор П. Г. Новиков, его помощником по морской части — капитан 3 ранга А. Д. Ильичев с морской оперативной группой.

В ночь на 2 июля два катера-охотника «МО-021» (командир лейтенант С. М. Гладышев), на борту которого находился инструктор политотдела ОВР капитан-лейтенант С. И. Аверчук, и «МО-0101» (командир лейтенант В. В. Шентянин), приняв по 80 бойцов и командиров, вышли в Новороссийск. Для «МО-021» этот переход оказался последним. Атакованный «юнкерсами», катер получил тяжелые повреждения. Вышедшие из Севастополя несколькими часами позже «СКА-023» (командир мичман С. А. Маслов), на борту которого находился командир звена старший лейтенант Н. Н. Криворотько, и «СКА-053» (командир мичман И. Н. Капитан) после полудня 2 июля обнаружили на горизонте «МО-021», подававший сигналы бедствия.                                                                                     «СКА-023» и «СКА-053» пошли на сближение, и скоро все увидели израненный авиацией врага катер-охотник. Нос его погрузился в воду, корма вздыбилась вверх. Погиб командир катера лейтенант С. М. Гладышев. Всех оставшихся в живых приняли на борт двух сторожевых катеров. Только закончили приемку людей, как начались атаки «юнкерсов». Трудно сказать, что было бы со сторожевыми катерами, если бы не появились два советских Пе-2. Они отогнали гитлеровцев и сопровождали корабли до наступления темноты. Ночью сторожевики потеряли друг друга и шли самостоятельно. Утром следующего дня командир «СКА-023» заметил на горизонте катер и пошел с ним на сближение. Катерный тральщик (командир мичман И. Ф. Гущин) взял на буксир «СКА-023» и 4 июля привел его в Туапсе.                                                                                                                               «СКА-053» шел самостоятельно, пока не кончилось топливо. Катер стоял без хода, дрейфовал. Кончились продовольственные припасы и питьевая вода. Положение было критическим. На следующий день над катером дважды пролетал советский самолет. Вечером сигнальщики заметили на горизонте катер, который пошел на сближение. Это был катер «01–01», принадлежавший школе оружия учебного отряда флота. Старшина катера старшина 1-й статьи И. И. Горяев передал на «СКА-053» бензин и снабдил продуктами. Оба катера прибыли в Геленджик.

Тем временем в Сочи ошвартовался и «МО-0101».

Долго и трудно прорывались к побережью Кавказа два катерных тральщика — «Ильич» (командир лейтенант Е. А. Мандель) и «Ревсовет» (командир главный старшина А. М. Кривоносов, на борту находился также артиллерист 1-го дивизиона малых охотников старший лейтенант П. М. Мохначев). 1 июля с наступлением темноты, приняв на борт раненых, они вышли из Севастополя в Новороссийск, но прибыли в Батуми только лишь на десятые сутки.

Командир охраны рейда Камышовой бухты старший лейтенант А. И. Песков и военком политрук И. Н. Христенко ушли из Севастополя на «КАТЩ-85» (командир старшина 2-й статьи Б. К. Никифоров). В кильватер ему шли «КАТЩ-86» (командир главный старшина П. А. Ремезов) и «КАТЩ-87» (командир главный старшина П. П. Роствинский). Переход завершился благополучно.

30 июня начальник штаба флота контр-адмирал И. Д. Елисеев, выполняя приказание командующего флотом, направлял из Новороссийска в Севастополь для эвакуации защитников города все находившиеся в строю катера-охотники, быстроходные тральщики и подводные лодки.

На рассвете 1 июля из Новороссийска в Севастополь вышли два БТЩ — «Взрыв» (командир старший лейтенант Н. Ф. Ярмак, военком старший политрук А. П. Воробьев) и «Защитник» (командир старший лейтенант В. Н. Михайлов, военком старший политрук Ф. С. Рубан). Старшим на переходе был командир БТЩ «Взрыв». Переход складывался удачно, со стороны противника не было помех.

Спустя три часа после ухода тральщиков из Новороссийска вышел отряд катеров-охотников в составе «МО-029» (командир лейтенант А. Е. Яковлев), «МО-088» (командир старший лейтенант Ф. И. Вечный), «МО-036» (командир старший лейтенант Ф. И. Усатенко), «МО-046» (командир старший лейтенант Я. Ф. Неверов), «МО-028» (командир лейтенант В. В. Кошелев), «МО-071» (командир лейтенант С. Т. Еремин) и «МО-0122» (командир лейтенант Н. Ф. Воловиков). Головным был «МО-029», на борту которого находился командир отряда лейтенант Д. А. Глухов.

На море царил штиль. Ясное безоблачное небо лазурным шатром уходило ввысь, нависало над водной гладью и где-то далеко, на самом горизонте, сливалось со спокойным морем. Но идиллия кончилась, когда корабли проходили траверз Керченского пролива. В небе появился вражеский разведчик, и вскоре налетели «юнкерсы». Корабли вели огонь по самолетам, не снижая скорости.

На «МО-029» убило командира лейтенанта Л. Е. Яковлева и ранило Д. А. Глухова. На других катерах потерь не было.

Отряд продолжал следовать в Севастополь. Налеты «юнкерсов» прекратились только с наступлением темноты. В подходную точку № 3 отряд вышел точно и проследовал по фарватеру. Показались развалины Херсонесского маяка. Глухов дал сигнал катерам следовать к 35-й батарее, а сам на «МО-029» обогнул Херсонесский маяк и пошел в Казачью бухту. У полуразрушенной пристани приняли 127 бойцов, и катер вышел из бухты. Другие катера принимали людей у 35-й батареи. Командир «МО-046» старший лейтенант Я. Ф. Неверов снимал бойцов с берега и доставлял их на БТЩ «Защитник», а затем, приняв 127 человек на свой катер, самостоятельно пошел в Новороссийск.

Командир «МО-071» лейтенант С. Т. Еремин принял 82 человека (в их числе оказался и командир прославленной 7-й бригады морской пехоты полковник П. Ф. Горпищенко), и катер сразу вышел в обратный рейс.

Когда Глухов на «МО-029», обогнув мыс Херсонес, подошел к Феоленту, там уже не было ни одного катера-охотника. В обратный путь катер, переполненный людьми, отправился один.

Летняя ночь коротка. Рассвет наступил быстро. Едва катер прошел минное поле, начались атаки «юнкерсов». «МО-029» потерял ход — вышли из строя двигатели. Бой продолжался до наступления темного времени. К счастью, дрейфующий катер-охотник заметили с двух советских катеров — «МО-0105» и «МО-014», вышедших из Новороссийска. «МО-0105» (командир старший лейтенант В. И. Шаруев) подошел к борту «МО-029» и снял всех раненых, а «МО-014» (командир лейтенант М. Г. Кузьмин) взял поврежденный катер на буксир.

1 июля в Севастополь отправился отряд под командованием капитан-лейтенанта А. П. Скляра. В состав отряда входили три катера-охотника: «МО-015» (командир лейтенант М. И. Малахов), «МО-078» (командир старший лейтенант И. А. Видонов) и «МО-052» (командир лейтенант А. П. Радченко). По пути следования они трижды подверглись атакам «юнкерсов». При первом заходе бомбардировщиков на «МО-052» повредило один мотор. Одновременно загорелись дымовые шашки. Образовалась сильная дымовая завеса. Командиры «МО-015» и «МО-078», оценив обстановку, развернулись на обратный курс и возвратились в Новороссийск. А «МО-052», выйдя из дымовой завесы, подвергся еще более сильной бомбардировке и обстрелу «юнкерсов». От попадания зажигательной пули в правую бензоцистерну топливо стало разливаться, в отсеке возник пожар. Но его вскоре удалось ликвидировать.

С наступлением темноты налет прекратился. При осмотре катера моряки обнаружили в корпусе до двадцати пробоин. Один мотор вышел из строя, не работала рация, вытек бензин. В цистернах его осталось около двух тонн, и лейтенант Радченко решил возвратиться в Новороссийск.

В тот же день еще три катера-охотника — «М-039» (командир-лейтенант П. В. Верба), «МО-028» (командир лейтенант В. В. Кошелев) и «МО-038» (командир лейтенант П. А. Бакалов) — под командованием старшего лейтенанта В. П. Щербины и батальонного комиссара Н. М. Кулакова вышли из Новороссийска в Севастополь. Все светлое время суток их то и дело атаковывали бомбардировщики. Ночью 4 июля малые охотники подошли к мысу Феолент на расстояние 10 кабельтовых. Противник открыл по ним огонь из всех видов оружия.

Увидев катера, защитники Севастополя бросались в воду и плыли к своим спасителям. Загрузившись, катера-охотники отправились в обратный путь. Когда наступил рассвет, фашистские самолеты вновь обрушили на них смертоносный груз. Но вскоре прилетели советские самолеты, и атаки «юнкерсов» прекратились. Все катера-охотники без потерь прибыли в Новороссийск.

В полдень 2 июля из Новороссийска в Севастополь вышел отряд под командованием командира 4-го дивизиона капитан-лейтенанта А. И. Захарова в составе пяти катеров-охотников: «МО-074» (командир лейтенант Н. И. Овсянкин), «МО-064» (командир старший лейтенант С. Д. Харченко), «МО-084» (командир лейтенант А. Г. Кривоносов), «МО-0112» (командир старший лейтенант Е. А. Коргун) и «МО-0124» (командир лейтенант В. В. Климов). Капитан-лейтенант Захаров и командир звена лейтенант А. В. Власов находились на «МО-0124», который шел головным.

На переходе катера-охотники подверглись атаке «юнкерсов». На «МО-0112» погиб командир старший лейтенант Коргун. В командование катером вступил помощник командира лейтенант К. П. Булатов. В полночь катера-охотники прибыли к мысу Феолент. Причал у 35-й батареи оказался разбитым. С берега фашисты обрушили на катера ураганный огонь. Не медля ни минуты, четыре катера («МО-0124», «МО-064», «МО-074», «МО-084»), приняв по 100 бойцов, вышли в море каждый самостоятельно.

На траверзе мыса Сарыч «МО-0124» вступил в бой с торпедными катерами противника. С рассветом налетели «юнкерсы». Они сделали 11 заходов. В неравном бою «МО-0124» погиб, остальные три малых охотника прибыли в Новороссийск, доставив 300 защитников Севастополя.

На «МО-0112» были приняты 70 человек, в их числе раненый командир 109-й стрелковой дивизии генерал-майор П. Г. Новиков, военком дивизии А. Д. Хацкевич, капитан 2 ранга И. А. Заруба, политрук Е. А. Звездкин. Приемка людей проходила медленнее, чем на других катерах, и «МО-0112» вышел позднее всех. В районе мыса Ай-Тодор его атаковали пять фашистских торпедных катеров. Бой был неравный, тяжелый, но экипаж катера-охотника смело дрался с врагом. Один торпедный катер противника удалось потопить, однако и «МО-0112» получил значительные повреждения. Тяжело раненный лейтенант Булатов лежал на мостике без сознания. Положение с каждой минутой осложнялось. В это время появились «юнкерсы». Они бомбили катер, обстреливали из пушек и пулеметов. Весь изрешеченный пулями и осколками, «МО-0112» медленно погружался в воду. До последней минуты над катером трепетал на ветру Военно-морской флаг...

В полдень 2 июля для спасения оставшихся защитников Севастополя из Новороссийска вышли «МО-039» (командир старший лейтенант П. В. Верба), «МО-019» (командир лейтенант Н. А. Оглы Аскеров), «МО-082» (командир старший лейтенант И. С. Волошин) и «МО-0108» (командир старший лейтенант В. Н. Филиппов). На пути катера-охотники три раза подвергались атакам «юнкерсов». Ночью 3 июля они подошли к мысу Херсонес, затем у мыса Феолент под артиллерийско-минометным огнем противника приняли по 108 человек и в полночь 4 июля благополучно прибыли в Новороссийск.

Утром 4 июля в район 35-й батареи отправились «МО-071» (командир лейтенант С. Т. Еремин), «МО-074» (командир лейтенант Н. И. Овсянкин), «МО-019» (командир лейтенант Н. А. Оглы Аскеров) и «МО-0132» (командир старший лейтенант В. С. Белик). «Юнкерсы» непрерывно бомбили катера, 5 июля в час ночи на траверзе Балаклавы гитлеровцы открыли огонь из пушек и пулеметов. Подойти к берегу не удалось. Катера легли на обратный курс. В районе Феолента подбирали людей с воды.

Этот отряд катеров, посланный в Севастополь, был последним.

4 июля организованная борьба защитников города прекратилась. Всего из Севастополя корабли ОВР эвакуировали более 3 тысяч человек.

Категория: Боевые катера и тральщики | Добавил: uletay7 (22.08.2013)
Просмотров: 1153 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Sergey Stepanov • 21:48, 11.02.2014
МО-029... http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/tobeornottobe2006.0/0_4276b_81100e1_XL.jpg
avatar