Четверг, 16.05.2024, 11:37
Приветствую Вас Гость

Это интересно!

Главная » Статьи » Черноморский Флот » Боевые катера и тральщики

Высадка десанта в Феодосии

Большая группа кораблей ОВР участвовала в Феодосийском десанте. В отряд высадочных средств вошли два тральщика («Щит», «Т-16») и двенадцать катеров-охотников: «МО-051», «МО-061», «МО-0131», «МО-032», «МО-052», «МО-013», «МО-058», «МО-068», «МО-064», «МО-074», «МО-014» и «МО-063», а также буксир «Кабардинец». Командиром отряда был назначен капитан-лейтенант А. П. Иванов, работник оперативного отдела штаба флота, военкомом — старший политрук В. И. Еремеев. Кроме того, корабли ОВР входили в отряды охранения транспортов. В первый отряд вошли тральщики «Трал», «Груз», «Защитник» и катера-охотники «МО-0128», «МО-012», «МО-042», «МО-095»; во второй отряд — катера-охотники «МО-021», «МО-0111», «МО-0121», «МО-022», «МО-0102», «МО-094» и тральщик «Взрыв».

Отряду высадочных средств предстояло высадить штурмовой отряд морских пехотинцев (командир старший лейтенант А. Ф. Айдинов, политрук Д. Ф. Пономарев), группу разведчиков (командир старший лейтенант П. Л. Егоров) и три группы гидрографов, которые возглавляли лейтенант А. М. Вейнблат, главный старшина Г. А. Степанов и старшина 1-й статьи Данилов. Всем трем группам гидрографов вместе с морскими пехотинцами предписывалось высадиться на защитный мол, захватить маяк и зажечь его огонь. В голове защитного мола необходимо было зажечь красный постоянный огонь, а в голове широкого мола — белый постоянный, а также по два огня на причалах для облегчения швартовки кораблей.

Для обеспечения подхода кораблей к порту выделялись две подводные лодки. В задачу «М-51» (командир капитан-лейтенант В. М. Прокофьев) входило: стать на якорь в 4 милях к востоку от мыса Ильи и светить зеленым огнем в секторе 45–265° в сторону моря, то есть быть визуальным ориентиром для кораблей десанта. На лодке находился гидрограф лейтенант А. Г. Витченко, обеспечивавший ее выход в заданную точку. Другой лодке «Щ-201» (А. И. Стрижак), на борту которой находился гидрограф капитан-лейтенант Е. П. Августинович, предстояло выставить в 11 милях к юго-востоку от порта Феодосия два портативных светящихся буя с красным и белым проблесковыми огнями.

Огонь намечалось установить также на отвесной скале Эльчан-Кая (Корабль-камень), находящейся в нескольких милях от южного побережья Керченского полуострова. Это поручили комсомольцам лейтенантам Д. Г. Выжулу и В. Е. Моспану. В ночь на 28 декабря они скрытно высадились с подводной лодки «Щ-203» на резиновой шлюпке, добрались до обледенелой скалы и, с большим трудом поднявшись с аппаратурой на ее вершину, установили там ацетиленовый фонарь. Этот огонь надежно обеспечивал подход наших кораблей с десантом к берегу и являлся хорошим ориентиром для броска к Феодосии.

28 декабря после полудня была произведена посадка бойцов на малые охотники и тральщики. «МО-013» (командир лейтенант А. В. Власов) принял группу разведчиков и морских пехотинцев. На борту находились командир отряда капитан-лейтенант А. П. Иванов и военком старший политрук В. И. Еремеев. На «МО-0131» (командир младший лейтенант И. Г. Черняк) были приняты три группы гидрографов и морских пехотинцев. На этом катере вышли в море командир звена старший лейтенант Г. Д. Пупков и политрук звена В. Д. Малахов. На «МО-032» (командир старший лейтенант Г. П. Павлов) находились командир звена П. И. Жуков, командир штурмового отряда старший лейтенант А. Ф. Айдинов и военком политрук Д. Ф. Пономарев с 40 бойцами. На «МО-064» (командир лейтенант М. В. Ковалюк) и на «МО-074» (командир старший лейтенант В. И. Гайдай) разместилась подрывная партия, возглавляемая старшим лейтенантом В. Н. Гунбиным.

«МО-052» (командир лейтенант В. В. Селифанов) принял 75 десантников. На катере находились командир 2-го дивизиона малых охотников старший лейтенант Г. Г. Генералов, военком батальонный комиссар Я. С. Тарасов, артиллерист 2-го дивизиона старший лейтенант А. П. Бедерев, артиллерист 1-го дивизиона лейтенант В. В. Варлей. На «МО-051» (командир лейтенант С. А. Бычков) на борту были командир звена старший лейтенант И. С. Соляников и старший военфельдшер Д. Н. Коваленко. Другие катера-охотники приняли по 45 бойцов. На тральщиках «Щит» и «Т-016» разместились 900 десантников с оружием и полной выкладкой.

В 13 ч транспорт «Кубань» в охранении двух катеров-охотников «МО-063» (командир лейтенант В. В. Климов) и «МО-014» (командир лейтенант М. Г. Кузьмин) вышел из Новороссийска и взял курс на Феодосию. В 17 ч 20 мин тем же курсом проследовали корабли отряда высадочных средств. Затем снялись с якорей эсминцы, а в 18 ч 32 мин порт покинули все остальные корабли. В центре трехкильватерной колонны находились крейсера и эсминцы, слева и справа — тральщики и малые охотники.

После выхода из Цемесской бухты заметно усилился ветер, а когда корабли легли на курс в Феодосию, волна стала еще круче. Мощные потоки воды наваливались на катера-охотники, перекатывались по палубе. Скорость отряда пришлось уменьшить до 14 узлов. Испытывать каверзы погоды — привычное для моряков дело. На ледяном ветру бдительно несли вахту сигнальщики и наблюдатели. Видимость ухудшалась с каждым часом, крепчал мороз, соленые брызги замерзали на лету. На мачтах, надстройках и орудиях появилась ледяная корка. Лишь в 3 ч 40 мин 29 декабря корабли подошли к Феодосии и, не встретив сопротивления противника, вошли в залив. По сигналу командира высадки катера-охотники и тральщики перестроились для атаки. К ним присоединились «МО-063» и «МО-014», сопровождавшие транспорт «Кубань».

В 3 ч 48 мин крейсера и эсминцы открыли артиллерийский огонь по порту. Над акваторией взвились осветительные снаряды. Огневой удар кораблей явился для фашистов неожиданным. Его артиллерия смогла ответить лишь через четырнадцать минут. Боновые ворота порта оказались открытыми, корабельные дозоры в море противник не выставил. В 5 ч 10 мин к бонам подошли «МО-064» и «МО-074». Находившиеся на их борту подрывники уничтожили боновое заграждение.

Как только закончилась артиллерийская подготовка, катера пошли на прорыв. Первым ворвался в порт «МО-0131». Проскочив «ворота» на полном ходу и обстреляв из пушек и пулеметов причал, лейтенант Черняк быстро ошвартовал свой катер у защитного мола, где располагался маяк. Морские пехотинцы и гидрографы мгновенно выскочили на мол и устремились к маяку. Засевшие там гитлеровцы оказали сопротивление, завязался бой. Когда убило командира десантников мичмана Куликова, на помощь группе поспешил с катера командир звена охотников старший лейтенант Г. Д. Пупков. В короткой схватке моряки захватили маяк, включили его, облегчив прорыв другим десантным судам. В бою десантники захватили две пушки, прикрывавшие вход в порт, винтовки, гранаты и боезапас.

Выйдя из порта, «МО-0131» направился на внешний рейд, где стоял крейсер «Красный Крым», чтобы взять на борт новую группу десантников. Однако при подходе к крейсеру у него вышло из строя рулевое управление. На помощь подошел «МО-074» и отбуксировал его в гавань. Весь личный состав, кроме старшины группы мотористов М. Д. Никулина, был направлен в штурмовые группы морских пехотинцев.

Вторым в порт ворвался «МО-013» и высадил на Широкий мол десантников, которые быстро очистили его от противника. Вслед за этим и остальные катера-охотники отряда высадочных средств прорвались в порт и, высадив морских пехотинцев, приступили к переброске десантников с крейсера «Красный Крым», стоявшего на внешнем рейде. На прорыв пошли эсминцы и тральщики.

Первая волна десантников сломила сопротивление противника и начала вытеснять его из порта. Смело действовали разведчики. Они сняли часовых в порту, захватили документы полевой комендатуры, фельдсвязи, гестапо и других учреждений, а также карты Крыма и Кавказа, изданные германским генеральным штабом. У одного из зданий порта продвижение десантников приостановилось из-за сильного огня автоматчиков. Капитан-лейтенант А. П. Иванов, возглавив группу краснофлотцев, повел их в атаку. Вскоре его ранило, и атакующих возглавил старший политрук В. И. Еремеев. Гитлеровцы были выбиты из здания. В этой схватке Еремеев погиб. Бой из порта перекинулся на улицы города.

Тем временем переброска десантников с кораблей на берег продолжалась. Тральщик «Щит» (командир старший лейтенант В. М. Гернгросс, военком старший политрук Н. П. Савощенко), высадив свою группу, быстро развернулся и подошел к крейсеру «Красный Крым». Приняв на борт 300 бойцов, он стал отходить, и тут вражеский снаряд, врезавшись в фок-штаг тральщика, вывел из строя весь расчет 100-мм орудия. Погибли старшины 2-й статьи Ф. Ф. Трачук и В. И. Семенов, краснофлотцы Н. И. Верба и Т. Я. Гушель. Тяжелое ранение получили лейтенант И. Ф. Бережной, электрик краснофлотец П. Ф. Емельянов, комендоры краснофлотцы А. И. Белов и С. А. Царев, рулевой краснофлотец Камиль Абду Хаса оглы Михтеев. Был ранен и радист В. В. Леонов, но он остался в строю. Второй снаряд разорвался у мостика. Упал тяжело раненный командир отделения рулевых старшина 1-й статьи В. И. Баглай. Подоспевший на помощь старший военфельдшер И. М. Прилипко обработал и забинтовал рану. Командир тральщика старший лейтенант Гернгросс был контужен, но не терял самообладания. Сквозь пробоины в помещения поступала вода, на полубаке загорелся кранец первых выстрелов. Вышел из строя машинный телеграф. Под руководством командира БЧ-5 инженер-лейтенанта И, М. Самофалова шла упорная борьба с огнем и поступлением воды. Аварийная партия заделала пробоины. Корабль вошел в порт.

Вслед за «Щитом» высадил десантников БТЩ «Т-16» (командир капитан-лейтенант Г. С. Бартош, помощник командира старший лейтенант П. А. Немодрук). Через несколько минут тральщик вышел из порта и тут же попал под обстрел батареи противника, стрелявшей с мыса Ильи. Маневрируя на полном ходу, тральщик вышел из зоны обстрела и направился к крейсеру за следующей партией десантников.

Мужество проявил экипаж «МО-032». При входе катера в порт вышел из строя привод рулевого управления. Однако командир старший лейтенант Г. П. Павлов, перейдя на ручное управление, быстро провел швартовку и высадил штурмовую группу. Краснофлотцы тем временем сумели ввести в строй привод рулевого управления. Катер вышел из порта и направился к крейсеру «Красный Крым» за десантниками.

Смело действовал во время прорыва в порт экипаж катера «МО-051». Высадив без потерь 43 бойца, он сделал еще восемь рейсов к крейсеру «Красный Крым», перебросив на берег сотни десантников. Однако в последнем рейсе попал под сильный артобстрел. Осколком разорвавшегося снаряда пробило масляный бачок, порвало провода зажигания. Двигатель заглох. Мотористы под руководством воентехника 2 ранга К. Д. Катульского быстро исправили повреждение. Катер продолжал выполнять боевую задачу.

Серьезным испытаниям подвергся экипаж «МО-013». Находясь у Широкого мола, катер получил два прямых попадания мин. Через пробоины хлынула вода, вышли из строя моторы. Моряки не растерялись, они мужественно боролись с поступлением воды, заделывали пробоины, старались ввести моторы в строй. После полудня катер на одном моторе вышел из гавани. Рулевой краснофлотец Головин был ранен, но вахту нес до тех пор, пока катер не прибыл в Новороссийск.

Успешно действовал экипаж «МО-063». Высадив первую штурмовую группу, катер сделал три рейса к крейсеру и перебросил еще 180 десантников. В четвертом рейсе, когда «МО-063» принял бойцов и отошел от крейсера, в него попала мина. Корма быстро погрузилась, и катер затонул. Подоспевшие с крейсера барказы спасли экипаж.

При переброске десантников на берег тяжело ранило командира «МО-052» лейтенанта В. В. Селифанова. Ранило и помощника командира лейтенанта А. П. Ратченко, но он остался в строю и продолжал управлять катером.

Получил тяжелое ранение командир «МО-061» лейтенант С. Т. Еремин.

К исходу дня 29 декабря город Феодосия и прилегающие к нему высоты были освобождены от гитлеровцев. Командир штурмового отряда старший лейтенант А. Ф. Айдинов вступил в должность коменданта города. Командир отряда высадочных средств капитан-лейтенант А. П. Иванов приступил к выполнению обязанностей старшего морского начальника порта. В Феодосии сразу же начали действовать органы Советской власти.

В ночь на 30 декабря прибывшие из Новороссийска транспорты высадили первый эшелон главных сил десанта на причалы порта. Они пришли в охранении быстроходных тральщиков «Трал» (командир старший лейтенант Б. П. Фаворский, военком батальонный комиссар В. А. Тарабарин), «Груз» (командир старший лейтенант А. М. Кроль, военком старший политрук Н. Н. Власов), «Защитник» (командир старший лейтенант В. Н. Михайлов, военком старший политрук Ф. С. Рубан) и малых охотников «МО-012» (командир старший лейтенант Г. А. Чинякин), «МО-042» (командир лейтенант Д. Ф. Гоцуцов) и «МО-095» (командир лейтенант В. П. Бондарев).Разгрузка транспортов продолжалась весь день. Вражеская авиация бомбила город и порт. В результате нескольких попаданий у причала сгорел разгруженный транспорт «Ташкент». Остальные суда, закончив высадку войск, ушли в Новороссийск.

Ночью 31 декабря из Туапсе прибыли транспорты со вторым эшелоном главных сил десанта. В состав отряда охранения вошли тральщик «Взрыв» (командир старший лейтенант Н. Ф. Ярмак, военком старший политрук А. П. Воробьев), катера-охотники «МО-0121» (командир лейтенант В. М. Лурье), «МО-0111» (командир лейтенант Г. Ф. Бондаренко), «МО-021» (командир лейтенант П. Д. Чеслер) и «МО-094» (командир лейтенант Н. И. Овсянкин). Самолеты противника по-прежнему наносили интенсивные удары по порту. От попадания вражеских бомб транспорт «Красногвардеец» затонул, транспорт «Димитров» получил повреждения. Разгрузка транспортов закончилась к 14 ч, и они вышли из Феодосии. На этом высадка основного десанта завершилась.

 

Категория: Боевые катера и тральщики | Добавил: uletay7 (22.08.2013)
Просмотров: 2047 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar