Воскресенье, 19.05.2024, 21:25
Приветствую Вас Гость

Это интересно!

Главная » Статьи » Великая Отечественная война » Н.Г.Кузнецов "Курсом к победе"

Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. 1974 г отрывок 3

     Королевская  Румыния, как и предполагалось, выступила союзницей фашистской Германии. Наше командование решило нанести удар по  главной  базе румынского флота - Констанце. Уже в ночь на 23 июня 1941 года авиация Черноморского  флота  произвела первый налет на военные объекты Констанцы. 23 июня  последовало  еще  пять налетов: три на Констанцу и два на Сулину.

     Немного позднее были  нанесены  авиационные  удары  по  Плоешти.  Этому объекту Ставка придавала  особое  значение: речь шла о  румынской нефти, которая была очень нужна фашистской  Германии.  Поэтому  Плоешти бомбила и армейская, и флотская авиация. В июле и августе удалось уничтожить сотни тысяч тонн нефти, а добыча ее на какое-то время была сведена почти  к  нулю. Говоря о налетах советской  авиации  на  Плоешти,  следует  подчеркнуть стратегическое значение этих ударов. Не случайно Гитлер в  записке  Браухичу от 22 августа 1941 года подчеркивал, что нужно скорее   захватить Причерноморье и Крым с его аэродромами, а шахты они  всегда  захватят.  Один удачный  налет  русской  авиации  на  единственный   наш   источник   нефти, указывалось далее, и трудно будет предугадать, каким окажется дальнейший ход войны.

    25 июня два лидера - "Москва"  и "Харьков" -  вышли в море, чтобы обстрелять Констанцу. Эту ударную группу прикрывали  крейсер "Ворошилов" и два  эсминца.  Корабли совершили переход ночью и  на  рассвете  внезапно появились перед Констанцей. В 5 часов утра оба лидера открыли огонь.

    Это был смелый набег,  что  подтверждали  и  представители  немецкого командования в Румынии.     Командир всего  соединения  контр-адмирал  Т.А.Новиков  и  командир ударной группы лидеров капитан 2 ранга М.Ф.Романов  сделали все от них зависящее, чтобы выполнить задание. По намеченным объектам было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтебаки. Но этот успех достался нам дорогой ценой.  Минная опасность оказалась значительно большей, чем мы ожидали. Следует подчеркнуть, что новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, действительно являлись грозным оружием на первом этапе  войны. С помощью этих мин немцы отправили на дно не один английский корабль. Мы тоже столкнулись с минной опасностью.  На Черном море при выходе из Севастополя подорвался эсминец  "Быстрый". Противник  использовал  как  старые,  так  и  новые  электромагнитные   мины различной кратности действия. Старые тралы для борьбы с последними оказались малоэффективными.

     Наши моряки пытались разгадать секрет коварных новинок. Еще в июле 1941 года военный инженер  3  ранга  И.И.Иванов и капитан-лейтенант  Власов разоружили первую такую мину на Черном море. Вторую мину,  в  Новороссийске, обезвредили Б.Т.Лишневский  и  С. И.Богачек. Однако  заплатить  за  это пришлось дорогой ценой: при разоружении мин погибли  И.И.Иванов,  С.И.Богачек, И.А.Ефременко,  Б.Т.Лишневский  и  другие  отважные  флотские минеры. Минно-торпедный институт ВМФ прилагал все усилия, чтобы скорее раскрыть секрет нового немецкого оружия, и внес свои предложения по борьбе с ним.  Но кардинально помочь флоту могла только более квалифицированная научная сила. Мы обратились за помощью в  Ленинградский  физико-технический  институт (ЛФТИ). В августе 1941 года на Черноморский флот прибыла во главе  с  А.П.Александровым и И.В.Курчатовым группа сотрудников института: А.Р.Регель, П.Г.Степанов и К.К.Щерба. Ученые вместе с флотскими минерами часто с риском для жизни разбирали  взрывные  устройства  немецких  мин  в  поисках секретов нового оружия и выработки контрмер. Г.Охрименко, А.Малов, М.Иванов и Н.Квасов - вот фамилии черноморских  минеров,  которые  ощупью,  с замиранием сердца разбирались в неизвестных приборах, ища,  как  обезвредить коварную  машину,  готовую  в  любую   секунду   взорваться   при   малейшей неосторожности. И вскоре задачу  удалось  решить. Тральщики  были  снабжены специальными новыми тралами,  а  крупные  корабли  постепенно  оборудовались специальными противомагнитными обмотками. Помнится, в первую  очередь  такой противоминной обработке подверглись подводные лодки типа "С".

     Но вернемся к набегу на Констанцу в первые дни войны, когда мы  еще  не имели надежного средства борьбы с немецкими электромагнитными  минами.  Наши артиллеристы  удачно  накрыли  цели.  При  отходе  корабли  развили  большую скорость - 30 узлов - и пошли на зигзаге; в итоге потеряли параваны -приспособления для обезвреживания мин,  и лидер "Москва" подорвался. Раздался оглушительный  взрыв,  корабль переломился и затонул. "Харьков" пытался помочь тонущим, но сам получил повреждения от огня  береговых батарей. Если бы из-за минной опасности корабли замедлили ход, они могли бы понести еще больший ущерб от огня береговой артиллерии. Видимо, давая задание провести операцию, командование флота должно было точно указать, как выполнять задачу, сообразуясь с обстановкой  и  не  допуская  неоправданного риска. Однако такого гибкого подхода в управлении у нас тогда еще не было. Действовать нередко приходилось по принципу "любой ценой". Существовала ли возможность выполнить операцию удачнее  и  без  потерь? Бывший командующий эскадрой контр-адмирал Л.А.Владимирский  после  войны говорил мне, что обстрел берега следовало вести не лидерам, имевшим  меньшую дальность огня и слабые корпуса, а крейсеру. Это позволило  бы  обстреливать Констанцу с дистанции 180-190 кабельтовых, находясь за пределами неприятельских  минных  полей.  Однако боязнь рисковать крупным кораблем привела, по словам того же Л.А.Владимирского, к другому решению. Между тем в  мирное  время  мы  готовили  для  подобных  операций   именно   крейсера. Корректировка огня с  самолета  была  отработана  хорошо,  и  это  позволяло крейсерам вести огонь на предельных дистанциях.

   Мы учли урок набега на Констанцу. В ноябре 1942 года для обстрела базы вражеских кораблей в Сулине был послан крейсер "Ворошилов".  Он выполнил задачу успешно и без потерь, хотя враг сопротивлялся сильнее, чем  во  время набега на Констанцу.

 Судьбу личного состава "Москвы"  удалось  выяснить  значительно  позже. Многие погибли, в том числе и заместитель  командира  по  политчасти  Г.Т.Плющенко. Командир корабля А. Б. Тухов и 60 моряков были схвачены фашистами. Тухов, находившийся все время со своими матросами, организовал побег, дрался в составе партизанского  отряда  и  погиб  5  марта  1944  года  в  бою  под Головановском, недалеко от Одессы.



Источник: http://militera.by.ru/memo/russian/kuznetsov2/index.html
Категория: Н.Г.Кузнецов "Курсом к победе" | Добавил: uletay7 (14.12.2011) | Автор: Н.Г Кузнецов W
Просмотров: 538 | Теги: Черноморский флот, Великая Отечественная война, Севастополь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar