В первой половине ноября
1941 года Крым, за исключением Севастополя, был захвачен фашистскими войсками.
С первых же дней оккупации на полуострове начали создаваться партизанские
отряды. Действовали они в очень сложных условиях, постоянно нуждаясь в помощи
Большой земли.
Самолёты с боеприпасами, продовольствием, медикаментами и другими грузами
сначала летали из Краснодара, затем, с января по май 1942 года, еще и из
Керчи. Позже, когда фронт стал удаляться от Крыма, они летали из Сочи.
На рейсы от Керчи и Краснодара горючего в баках хватало в оба конца. Но
расстояние увеличилось, и летчики вынуждены были брать с собой запасные
канистры с бензином. Пока партизаны разгружали самолет, пилот успевал залить
горючее в баки. Но произошел однажды случай, заставивший пересмотреть схему
полетов в Крым.
В ту ночь летел к партизанам пилот Яков Фадеев. На борту самолета находились
представитель подпольного обкома партии и командир одного из партизанских
отрядов. Благополучно долетели в район расположения партизанского аэродрома и
уже шли на посадку, как вдруг увидели, что на посадочной площадке идёт бой: в
темноте были отчетливо видны разрывы гранат, пунктиры трассирующих пуль. О
посадке не могло быть и речи. Запасной площадки не было. Бензобаки почти
пустые. Приземлиться где-нибудь в крымской степи, не зная местности, да еще
ночью — значит идти на верную гибель. И Фадеев решает воспользоваться...
вражеским аэродромом.
Ближайший из них был у Семи Колодезей. Но и там сесть не удалось: взлётное поле
было освещено прожектором, и в воздух почти беспрерывно взлетали бомбардировщики.
Аналогичную картину пришлось наблюдать на аэродромах Семисотки и Багерово.
Оставалась последняя надежда - сесть в Марфовке. К счастью, здесь было тихо.
На небольшой высоте, почти бесшумно, «кукурузник» летит вдоль шеренги
«хейнкелей» и «мессершмидтов» и благополучно садится в центре поля. Фадеев
вставляет лейку в горловину бака, пассажиры подают ему канистры с горючим. И
вдруг в небо взлетает осветительная ракета. Где-то, кажется, совсем недалеко
захлебывается от лая овчарка. Начинается беспорядочная стрельба. Как видно,
фашистская служба противовоздушной обороны сообщила, что в сторону аэродрома
прошел советский самолет, и теперь зенитчики лихорадочно ищут его в небе. Лучи
прожекторов не сколько раз скользнули и по взлетному полю, но гитлеровцы
самолет так и не заметили. Последняя пустая канистра с грохотом падает на бетонку.
- Представляю физиономии фрицев, когда они утром обнаружат этот «трофей», -
сказал своим спутникам Фадеев, забираясь в кабину.
Взлетели. Самолет снова летит, чуть не задевая крыши ангаров. Вслед слышна
стрельба. Но поздно. Опасная зона уже позади. В Сочи возвратились благополучно.
Но после этого случая летать с канистрами в Крым запретили. Вместо них на
каждом самолете установили дополнительные баки.
А вот еще эпизод. В июне сорок третьего летел к крымским партизанам впервые
молодой летчик Владимир Булгаков. Его ведущим был Виктор Царевский, хорошо
освоивший эту трассу. Ночь стояла темная. Чтобы не потерять самолет ведущего,
Булгаков подтянул свой ПО-2 к нему поближе. Ориентиром ему служило голубоватое
пламя, вырывавшееся из выхлопного патрубка самолета Царевского.
Прошли Новороссийск, Анапу. Погода по всей трассе отличная. И вдруг, на тебе
- под Феодосией море затянула сплошная мгла. Сбившись с курса, летчики не
заметили, как оказались над сушей. Опомнились, когда небо вокруг заполыхало
взрывами зенитных снарядов. Владимир Булгаков круто повернул свой самолет в
сторону моря и потерял из поля зрения товарища.
Выручила находчивость. Перед рейсом Булгакова предупредили, что на Керченском
полуострове, где находились причалы немецких кораблей, постоянно действуют
«мигалки» — небольшие маяки. Молодой летчик воспользовался ими, чтобы уточнить
свое местонахождение и выйти на нужный курс. Вскоре он увидел пять костров,
расположенных «конвертом». Это был условный сигнал: внизу свои.
Булгаков сел довольно удачно. Уже на земле он увидел, как к самолету с двух
сторон бросились люди. Они догнали самолет, который катился куда-то вниз, и
буквально повисли на его плоскостях, помогая остановиться. Потом ему
объяснили: в десяти метрах - обрыв. В это время над лагерем появился и самолет
Царевского.
Редко какой рейс проходил без трудностей, без риска. По данным штаба Крымского
партизанского движения, время с ноября 1941 по апрель 1944 года к партизанам
оккупированного фашистами полуострова было совершено 711 самолето-вылетов,
доставлено 725 тонн грузов, заброшено в отряды народных мстителей и вражеские
тылы свыше 500 военных специалистов, разведчиков, радистов, вывезено на
Большую землю свыше 1300 раненых и больных партизан, 545 человек гражданского
населения, скрывавшихся от репрессий гитлеровцев. Добрая половина всего этого
сделана в ту пору, когда на крымские партизанские базы наши самолеты летали из
Сочи.
Начальником Сочинского аэродрома в военные годы был Сурен Суренович Демерчян,
который ещё в 1930 году по призыву «Комсомол – на самолёты!» окончил Одесскую
школу военных пилотов и стал лётчиком-инструктором.
- Каких трудов, какого мужества стоили нашим летчикам ночные рейсы к партизанам
Крыма! - вспоминал Сурен Суренович, - летали почти вслепую. Ничего, кроме
магнитного компаса, у пилота не было. Никакой радионавигационной аппаратуры. В
воздухе на ПО-2, этих фанерных тихоходах, приходилось находиться почти восемь
часов. И всё время над морем.
Самолёты По-2, второе название - У-2 («учебный второй») были созданы ещё в 1928
году для о обучения в аэроклубах и лётных школах. Это был биплан из сосны и
фанеры, для его обшивки использовался перкаль – хлопчатобумажное полотно,
пропитанное авиалаком. Весил порожний самолёт 650-750 кг, а его скорость была
100-120 км/ч. Самолёты имели две открытые кабины, во вторую кабину ухитрялись
помещать двух раненых.
Источник: http://sochived.info/aerodromyi-sochi/ |