На Караби-яйле был главный партизанский аэродром в Крыму,
принимавший самолеты с Большой земли. Первым посадил на яйле свой ТБ-3 опытный
летчик Г. В. Помазков 29 сентября 1942 года. А летом 1943 года на аэродроме
приземлялось за одну ночь по нескольку транспортных самолетов с оружием,
боеприпасами, продовольствием, почтой. В обратные рейсы они забирали больных и
раненых, доставленных на Караби из всех партизанских соединений Крыма.
Надписи на памятнике:
•Здесь, на Караби-Яйле, с июля 1942 г. по апрель 1944 г. действовал Большой
Партизанский аэродром, через который (наряду с Иваненковским аэродромом и Малой
площадкой на плато Орта-Сырт) шло основное снабжение партизан Крыма, эвакуация
раненых, больных и мирного населения. На аэродром выполняли посадки самолеты:
ТБ-3, ЛИ-2, Р-5 и У-2. 1942–1944.
•От комсомольцев Севастопольского морского завода и от воинов Черноморцев.
Документальные сведения
Оккупанты предпринимали отчаянные усилия, чтобы «разрушить» этот воздушный
мост.
Николай Дмитриевич Луговой — в то время командир партизанской бригады, действовавшей в зуйских
лесах, — в своей
документальной повести «Побратимы» описывает один из наиболее
драматических эпизодов «аэродромной войны».
Самолет ЛИ-2, доставивший на Караби военные грузы, не смог улетать в ту же
ночь: заклинило поршни мотора. Как быть? Утащить самолет в лес нельзя — мешают карстовые воронки. Оставить
на месте — опасно:
утром гитлеровцы увидят на равнине серебристую машину и попытаются захватить
ее.
— Я обязан сжечь самолет, — заявил командир экипажа Китаев. — В тылу врага такими вещами не рискуют…
Партизаны доказывали: нужно отстоять самолет в бою, а сжечь, если не
будет другого выхода, они всегда успеют. На том и порешили. Самолет был
тщательно замаскирован, демонтированы приборы, вооружение. Всю ночь машину
охраняли самые надежные бойцы: стартовая команда Григория Костюка и
партизанские диверсионные группы Василия Бартоши и Александра Старцева.
Едва взошло солнце, как небо над яйлой прочертила красная ракета. И тотчас к северо-востоку
от аэродрома показались два вражеских бронетранспортера; за каждым из них
двигалась колонна автоматчиков. Еще два броневика выползли на пригорок с
севера, со стороны села Казанлы (этого села сейчас нет. Располагалось оно у
северной кромки яйлы). С северо-запада приближался отряд гитлеровцев на трех
бронетранспортерах. Семь броневиков и примерно 350 солдат образовали подкову,
охватывавшую аэродром.
Вот северо-западная группа противника остановилась, окапывается. Остальные
продолжают наступать. Подкова из броневиков и солдат придвигается к восточному
краю аэродрома. Замерли в засаде партизаны, притаилась возле самолета охрана. А
враги все ближе. Их цель уже в 200 метрах от партизанской засады. Осталось
метров сто, пятьдесят… И тут загрохотали автоматы партизан.
Внезапный огонь ошеломил гитлеровцев. Они поспешно откатываются назад, падают,
ползут, прячутся за камни. Главный удар по аэродрому, скорее всего, будет
наносить северо-западная группа противника. Действительно, построив свои три
бронетранспортера в клин, эта группа устремляется к пещере Аджи-Коба, охватывая
аэродром с запада.
Навстречу «клину» бросилась группа Бартоши. Заняв позицию среди скал над
пещерой, бойцы встретили врага плотным огнем. Но пули не пробивают броню, а
кроме того, гитлеровцы хорошо видят место засады и то, что перед ними — горстка
партизан.
Возобновили наступление и первые два отряда противника. На их пути к
самолету нет больше преграды, и Н. Д. Луговой, наблюдавший за боем с командного
пункта, вонял, что наступил критический момент.
— Давай, Дегтярев! — с этими
словами он выпустил в небо белую ракету, затем отыскал в бинокль то
место где стоял отряд Дегтярева.
Группа за группой дегтяревцы бегут по яйле, дружно наваливаются на левый фланг
и тыл обоих немецких отрядов. Беспрерывно строчат автоматы, катится гулкое
«ура-а-а!».
Дегтяревцы теснят немцев к лесу, к тому месту, где залегла группа Бартоши. Еще
усилие, и враг попадет под перекрестный огонь. Немцы бегут к броневикам,
вскакивают в них и уезжают в тыл своего северо-западного отряда.
Теперь в «клин» собрались все броневики, все три вражеских отряда, преодолевая
сопротивление партизан, они движутся к самолету. Это видят члены экипажа,
которые в самом начале боя пришли на командный пункт.
— Дайте сигнал жечь самолет! Дайте сигнал! — повторяет
Китаев.
— Подожди! — Успокаивает его Луговой и шлет в небо
вторую белую ракету. Это сигнал Дегтяреву повторить обходной маневр.
Дегтярев не заметил, а может быть, не понял смысла сигнала: его бойцы
по-прежнему двигаются в сторону самолета, идя на сближение с противником. Снова
над полем боя взмыла белая ракета. Теперь отряд Дегтярева резко изменил
направление с западного на северное. Через 15–20 минут он выйдет во фланг
объединенного вражеского отряда. Но раньше, чем он успевает это сделать,
противник опрокидывает группу Бартоши в долину Суата. Гитлеровцы бегут к
самолету, который остался без защиты. Вдруг он окутался клубами
темно-коричневого дыма. Взметнулось пламя. Вражеские солдаты замедляют бег,
останавливаются.
И тут показались дегтяревцы. Они идут цепью, охватывая отряд противника. На
ходу открыли огонь. Одновременно со стороны Аджи-Кобы на фашистов обрушились
бойцы Бартоши, которые смогли все-таки вернуться на свои позиции. Вражеские
солдаты заметались под перекрестным огнем, кинулись к машинам. И вот на полном
ходу они удирают по дороге на Баксан.
Партизаны подбежали к окутанному дымом самолету. То, что они увидели, было
похоже на чудо: машина не успела загореться, это полыхал на земле бензин,
вытекший из топливных баков. С риском для жизни огонь потушили, забросав его
землей. Самолет удалось спасти — к несказанной радости экипажа, уже
считавшего его погибшим…
|