Это интересно!
Главная » Статьи » Пещерные города, крепости и монастыри древности » Инкерман |
Вот Монастырская скала, или, точнее, плато, на которой находится крепость. Скалу огибает железная дорога. Между дорогой и скалой издали видишь группу руинированных строений. Сама скала иссечена пещерами, а, если пройти подальше и за скалу завернуть, там - современная каменоломня: грузовики, пыль, взрывные работы. Выразительная штольня пробита сквозь скалу, заходишь, и видишь царство камня – тут-то его и добывают. Вот, собственно, таков монастырь. Особая святость Каламиты объясняется легендой про то, что сюда при императоре Траяне (98-117 гг) был сослан римский папа Климент. Правда, сам факт ссылки его именно в эти каменоломни оспаривается, но лучшего критики ничего не предложили. Будучи изначально язычником, якобы близким к императорскому двору (что оспаривается), и скорее всего евреем, Климент, как рассказывают, обратился к вере, прибыл в Палестину и крестился от апостола Петра. Если считать Петра первым папой, то Климент стал четвертым, и занял кафедру либо в 88, либо в 92 г. Впрочем, относительно того, каким по счету папой был Климент, имеются расхождения уже у писателей 2 в, которые не имели перед собой точных сведений и пытались примирить разрозненные факты. Считается, что он – автор "Послания к Коринфянам” (создано в 95 или 96 г), которое входит в "Деяния апостолов”. О мученичестве Климента сообщают "Деяния мучеников” (4 в), согласно которым Траян сослал его в "в пустынный город из прилегающих к Херсонесу”, в котором и видят Каламиту с ее каменоломнями. Правда, археологи считают, будто каменоломни под Каламитой заработали только в 5 в. Однако, откуда такая уверенность, если раскопки каменоломни в принципе невозможны? В ссылке Климент проявил активность, сотнями обращал людей в христианство, за что по указу императора был утоплен в море на третьем году правления Траяна, то есть около 101 г. К шее святого для верности привязали якорь. Этот якорь стал впоследствии одним из излюбленных символов Херсона. Мне кажется, значение этого символа недооценивают нумизматы, когда видят на поздних херсонских монетах (датировка которых сомнительна, но, вероятно, они чеканились в 12-13 вв) якорь, но не признают, что это он, а думают, будто перед ними монограмма "Ро”, "Роман". Но подходящего императора подобрать никак не удается. Между тем, это просто символ св. Климента. Когда Кирилл и Мефодий прибыли в Херсон, они стали спрашивать о мощах св. Климента, и обрели их около 868 года. Часть мощей просветители взяли в Рим, где представили их папе Адриану II, который положил их в базилику св. Климента (где они хранятся до сих пор, к неудовольствию монахов из Инкермана), голову же оставили в Херсоне, которую около 988 года забрал в Киев князь Владимир, и положил ее в Десятинной церкви, первой из созданных. Эта легенда хорошо маркирует время обращения херсонитов к культу св. Климента – 868 г, когда, вероятно, и был устроен монастырь. Во всех современных справочниках основание монастыря относится к 8-9 вв; я думаю, легенда о Кирилле и Мефодии позволяет датировать это событие более точно. Точка зрения, будто монастырь основан лишь в 15 в стараниями князя Алексея, кажется мне совершенно невероятной. Чтобы посмотреть на святыню – фонтан, который св. Климент заставил забить для двух тысяч изнывающих каменотесов – надо пройти через арку в парк, который является одновременно кладбищем с надгробиями 19 в . Сегодня фонтан сух. Местные служители говорили нам и то, что фонтан замер из-за горных работ, и то, что его перенесли на другое место, после чего он перестал бить; я не разобрался, как на самом деле обстоят дела. Фонтан в нынешнем виде возведен в 19 в, но судя по тому, что св. Климент часто изображался с фонтаном как своим атрибутом, этот источник должен был быть почитаем и в более древние времена. На глубокую традицию почитания этого фонтана указывают ниши, вырубленные в скале возле кладки, которая поддерживает ее край от обрушения , и возле лестницы, ведущей наверх, в крепость, короткой дорогой. С монастырем связан и культ другого святого, папы Мартина. Этот уроженец Италии занял кафедру в Риме в 649 году. В это время империя была поражена "ересью” монофилитства, приверженцами которой были как император Констанс (641-658), так и константинопольский патриарх. В 654 году, по навету императора, Мартина, обвиненного в сношении с сарацинами, схватили, и сначала продержали на острове в Эгейском море, потом сослали в Херсонес, где он вскоре и умер (655). Похоронен в Константинополе. В отличие от Климента, где все - легенда, от Мартина мы имеем подлинные его письма, в которых он жалуется на холод и дороговизну в Херсоне, а также нелестно говорит о нравах в этом городе. Монастырь в Каламите посвящен и Клименту, и Мартину. Монастырь почти весь состоит из пещер, наземные сооружения, выстроенные в 19 в, были позднее разрушены (всего в период расцвета монастыря было 27 пещерных церквей, и более 200 пещер). Считается, что первую пещеру – храм апостола Андрея - прорубил сам св. Климент. Теперь этот храм переосвящен в честь самого св. Климента. Пережив славные годы во времена княжества Феодоро, в турецкую эпоху монастырь, скорее всего, запустел. Турки разрабатывали каменоломни, рядом с монастырем был порт, через который прогоняли массу пленных, и вся эта разношерстная толпа – каменщики; пленные, ожидавшие отправки на рабские рынки; местные жители – помнили о том, что место это святое. Во всяком случае, в 1634 году московские путешественники сообщали, что местные христиане стараются хоть как-то поддерживать мощи святых, чему противодействовали турки. Монастырь не существовал как учреждение, и охранялся на общественных началах. Я привожу здесь этот пассаж, интересный помимо прочего как картинка нравов Каламиты турецкого времени. В 1779, когда из Крыма по приказу императрицы были высланы практически все греки, монастырь окончательно опустел. В 1850 году на него обратили внимание церковные власти Российской империи. После Крымской войны реставрируют скальные храмы, строят дом настоятеля с домовой церковью (1867), храм Пантелеймона (1895), Николая Мирликийского (1905), жилые корпуса с церковью Благовещения (1907), восстанавливают пещерный храм св. Мартина (1867). Налюбовавшись на фонтан, идем в сторону железной дороги. Миновав современную арку с луковичной главкой, руины перечисленных выше наземных строений 19 в, вдруг видим... как бы термитник. Это и есть скальный храм св. Климента. Над пропастью нависают балкончики почти в бахчисарайском духе. Восток неистребим. Внутри, говорят, уютно. Зайдешь - и как бы в базилике окажешься: два ряда колонн, апсида. Нам, правда, попасть внутрь не пришлось. Именно так когда-то выглядели все пещерные монастыри Крыма. Небольшая ниша внизу украшена тонкой резьбой, которая относится, скорее всего, к 19 в. Рядом - ниша, которую облагородить не успели, и слава Богу. На полу - отверстие в форме круга с четырьмя отходящими в стороны кружками поменьше. Кто знает, какое литургическое значение имела эта фигура? Заворачиваем за "угол” скального массива, и апокалиптическая картина открывается нашему взору: скала сплошь иссечена, в ней выдолблены келии в три яруса, соединенные лестницами. Сегодня передние стенки келий обвалились, и миру предстали внутренности их, висящие над пропастью. Можно рассмотреть, где – лежанки, где – ниши для икон или лампад. Их тут сотни. Там, где прорублена поздняя штольня, и где начинаются современные разработки камня – монастырь все равно продолжался, но - ныне совершенно уничтожен. Монастырю вообще не повезло. Памятник первостатейной важности не удостоился внимания науки. Его расположение там, где в мирное время добывают взрывами камень, в военное воюют, нанес невосполнимый ущерб. Церковная реставрация что-то спасает, а что-то губит. | |
Просмотров: 1076 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |